21 век все настойчивее диктует свои условия сделать повседневную жизнь удобнее и эффективнее. «Цифра» прочно входит в обиход, как у простых домохозяек, так и представителей разнообразных сегментов экономики. Множество приложений и мобильных решений зачастую существенно облегчают нашу жизнь, освобождая время на отдых и общение с близкими. Авиация не стала исключением. Передовые технологии пришли и сюда. И если в линейной авиации внедрением, так называемых «безбумажных кабинных технологий», практически никого не удивишь, то в бизнес-авиации есть еще много сторонников консервативного подхода. Но все меняется. 

 

Совсем недавно BizavNews был в гостях у друзей из TAG Aviation., где нам рассказали, как осуществляется переход от «бумаги» к «цифре». TAG Aviation после одобрения швейцарским Федеральным управлением гражданской авиации ввела на всем эксплуатируемом в Швейцарии флоте безбумажные кабинные технологии. В настоящее время компания оснастила все экипажи планшетами iPad, одобренными по классу 1 электронного устройства бортовой документации (EFB), которые заменят все бортовые документы, включая руководства по эксплуатации, аэронавигационные карты, планы полетов и погодную информацию.

Планшеты имеют установленные приложения Vistair DocuNet и Jeppesen Mobile FliteDeck. DocuNet – это облачная библиотека, позволяющая экипажам загружать и управлять оперативными документами TAG Aviation на приборной панели. Jeppesen Mobile FliteDeck позволяет экипажам получить доступ к аэронавигационной информации, к расписанию работы аэропортов во всем мире, а также выводить эту информацию через дисплеи EFB класса 3 на панели приборов (на воздушных судах, имеющих такую возможность). Оба приложения дополнены решениями для управления мобильным устройством AirWatch, которое позволяет наземным службам TAG Aviation удаленно управлять данными и контролировать актуальность версий приложений.

В дополнение к сокращению использования бумаги, TAG Aviation рассчитывает добиться экономии топлива за счет снижения веса, исключив увесистые портфели пилотов. В среднем, пилоты должны иметь при себе документы, которые могут весить до 20 кг, что значительно больше полукилограмма iPad. TAG Aviation планирует внедрение безбумажной кабины на всем своем флоте, который состоит из более 130 воздушных судов, при условии одобрения регулирующими органами. Кроме швейцарского и британского отделения, компания имеет сертификаты эксплуатанта в Испании (Мадрид), на Ближнем Востоке (Бахрейн) и в Азии (Гонконг).

Читайте также  Aerion AS2 SBJ — «истребитель» для бизнеса

Но, а что же в России?

В нашей стране прогресс тоже не дремлет и появляются первые бизнес-операторы, которые хотят не только идти в ногу со временем, но и сделать работу экипажей более безопасной и эффективной. Но и здесь есть свои подводные камни. Впрочем, обо всем по порядку.

Наш рассказ сегодня об «Авиакомпании «Меридиан», которая как раз одной из первых внедряет передовые технологии по замене бумажных носителей информации на электронные базы данных на устройствах iPad Air. Совершенствуя технологии работы экипажа воздушного судна, «Меридиан» получила разрешение Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации на использование «электронного портфеля» EFB на базе устройств Apple iPad Air.

Как рассказали BizavNews в компании, в настоящее время экипажам оператора доступны в электронном виде аэронавигационная информация, руководство по летной эксплуатации (FCOM), сборники рекомендаций по действиям в нестандартных ситуациях (QRH), расчеты по рейсам, маршрутные карты и схемы аэродромов. Благодаря данной передовой технологии, используемой лидерами международной авиационной отрасли, пилоты воздушных судов могут получать информацию в интерактивном виде.

В компании поясняют, что отличительной чертой использования EFB является не только оперативное получение информации экипажем, но и наоборот. Размещение информации таким образом, что пилоты передают в режиме онлайн информацию о рейсе (отчеты, задание на полет, списки пассажиров т.д.) работникам офиса. Это позволяет вовремя и без временных лагов (а рейс может длиться достаточно долго от 10 до 15 ней) иметь всю необходимую документацию для отчетности здесь и сейчас.

Администратор EFB удаленно контролирует размещение информации и ее обновление, а также состояние каждого экземпляра EFB и может управлять им удаленно. EFB также является платформой для библиотеки авиакомпании. Пилоты имеют доступ к необходимой внутренней документации разработанной авиакомпанией, а также к ознакомлению с внесенным изменениям в оперативном режиме где бы они не находились.

Читайте также  Камбоджа за 6 дней: джунгли, храмы и столица Пномпень

Все бы хорошо, но не все коту масленица

В настоящее время авиакомпания столкнулась с проблемой снятия документации с воздушного судна согласно п.5.68 ФАП-128. Согласно данному требованию, «крупногабаритная» документация, такая как Руководство по производству полетов, MEL, сборник метеоминимумов и другие должны находиться на борту, но, к сожалению, не указано на каком именно носите: бумажном или электронном. ФАП-128 не запрещает пользоваться электронной версией документов, но и прямо дает разрешения.

В период утверждения данного ФАПа тема EFB была чем-то отдаленным и нереальным. Но в настоящее время движение информации становиться все более быстрым и использование новых носителей информации является естественным витком в развитии авиации. Данной документацией гораздо удобнее пользоваться на PED (Portable electronic devices) и поиск необходимой информации, соответственно, занимает гораздо меньше времени.  Изучая нормативные требования по данному вопросу, авиакомпания выполнила запрос в Минтранс и в настоящее время ожидает очередного ответа.

Росавиация же на сегодняшний день допускает перевозчиков к использованию EFB и в настоящее время единственным документом, который как-то может прояснить ситуацию российским операторам является Методическое пособие «Процесс получения эксплуатантами коммерческой и деловой авиации РФ эксплуатационного одобрения Росавиации на использование в кабине воздушного судна электронной системы бортовой документации (EFB)». Допуск авиакомпанией «Меридиан» получен, но воспользоваться данной возможностью в полной мере не позволяет неоднозначность ФАП-128.

«А между тем по опыту EASA и FAA на борту воздушного судна имеют право находится в оригинале и/или в заверенной копии: сертификат о регистрации, сертификат летной годности, сертификат по шуму на местности, копия сертификата эксплуатанта, эксплуатационная спецификация, лицензия на радиостанции, страхование третьих лиц, руководство по производству полетов и так далее. Также SAFA Inspection Instruction уже учитывает возможность представления судовой документации на PED с учетом полученного допуска к использованию EFB в эксплуатационной спецификации ВС. В настоящее время мы используем оба носителя для судовой документации: электронный и бумажный; и ожидаем решительных революционных действий со стороны наших авиационных властей для использования передовых технологий в обеспечении полетов», — сетуют в «Меридиан».