По данным еженедельного отчета WINGX Global Market Tracker, восстановление мировой деловой авиации к середине лета, похоже, достигло потолка примерно в 80% от нормальной активности. С начала июля по первые несколько дней августа чуть более 23000 самолетов бизнес-авиации налетали в общей сложности 500 000 часов, что на 18% меньше, чем за тот же период 2019 года. Тенденция не была гладкой, с некоторым рецидивом во второй половине июля, затем на прошлой неделе восстановление возобновилось. Но бизнес-авиация по-прежнему выглядит лучше, чем регулярные авиакомпании, где количество рейсов за тот же период все еще почти на 60% ниже прошлого года.  

Европа по-прежнему остается регионом, в котором бизнес-авиация набирает обороты: с июля по август показатели активности составили 89% от того же периода 2019 года. К концу июля скользящая 7-дневняя средняя активность превысила 2200 полетов в день по сравнению с 1800 в начале месяца и всего 452 рейсами во время апрельского спада. Гран-При Венгрии и Великобритании гонок «Формула-1» стали двумя маркерами возобновления путешествий высокого класса. Обе гонки прошли без болельщиков, поэтому можно было бы ожидать значительного снижения числа прилетов по сравнению с прошлым годом, но на самом деле в трех ближайших аэропортах трассы Хунгароринг в Венгрии количество рейсов бизнес-авиации увеличилось на 5% по сравнению с тремя основными днями гонок в прошлом году, в то время как полеты в три ближайших аэропорта к трассе Сильверстоун упали всего на 9% по сравнению с 2019 годом.

В региональном разрезе Центральная Европа демонстрирует наиболее сильное восстановление: Германия немного выросла по сравнению с прошлым годом, а количество рейсов из Австрии и Швейцарии примерно на 5% больше, чем в прошлом году. Хорватия и Бельгия – две других страны, которые имеют тенденцию выше 2019 года. Основные рынки, такие как Франция, находятся в гораздо лучшей форме, здесь трафик всего на 10% ниже нормы. Неудивительно, что начавшееся в начале месяца восстановление в Испании было остановлено, поскольку были вновь введены ограничения на поездки, связанные со второй волной коронавируса, и количество рейсов сейчас на 3% ниже нормы, а количество прилетов за последние 7 дней снизилось на 10%. В Италии, Великобритании и Греции наблюдается постепенное восстановление, при этом активность примерно на треть ниже номинальной. Гораздо более устойчивое восстановление происходит в Турции и России, а также в Нидерландах, где трафик на 5% ниже, чем в июле и августе прошлого года.

Читайте также  Victor купил оператора

Напротив, восстановление деловой авиации в США в последнее время несколько ослабло. Месяц назад тренд был на 15% ниже обычного, а теперь отстает более чем на 20%. Впервые с момента пандемии Флорида больше не является самым активным штатом США, и ее восходящий тренд в годовом исчислении, устойчивый в течение июня и июля, теперь близок к нулевому. И он, несомненно, ухудшится с приходом тропических штормов. Калифорния и Техас являются лидерами, и с начала июля оба имеют трафик около 80% от нормы. Колорадо и Аризона скорее всего растут как направления для отдыха, при этом налет по сравнению с июлем-августом 2019 года, как минимум, на 5% больше. На другом конце спектра находятся штаты Восточного побережья, такие как Нью-Йорк, Нью-Джерси и Иллинойс, которые снижаются примерно на 30%.

В других регионах мира, за пределами США и Европы, наблюдаются разнонаправленные тенденции: активность полетов в Африке все еще находится на низком уровне, в Азии стабилизировалась примерно на 20% ниже обычного, в Океании сохраняется снижение на 5%, Южная Америка – держится на плаву. Внутри этих регионов существует гораздо больше различий: активность полетов на Ближний Восток значительно отстает от нормы, но ОАЭ идут против этой тенденции, демонстрируя уверенный рост; в Южной Америке устойчивый рост наблюдается в Бразилии и Колумбии; в Азии и Океании активность из Китая колеблется на уровне чуть менее 85% от обычной, и хотя в Австралии и Новой Зеландии в последние несколько месяцев наблюдался стабильный подъем, сейчас их трафик начинает снижаться.

Пока нет никаких признаков уменьшения 4-месячной тенденции популярности более легких самолетов. Глобальный трафик VLJ составляет 95% от объема полетов прошлого лета, при этом более крупный сегмент легких джетов с начала июля летает на 12% ниже нормы. Сегмент суперсредних самолетов конкурентоспособен (снижение на 19%), а полеты средних джетов соответствуют общему рыночному тренду -21%. Активность тяжелых бизнес-джетов этим летом снизилась на 30%, а количество полетов сверхдальних самолетов – на 35%. РС-12 продолжает оставаться самым популярным, выполнившим более 37000 полетов с 1 июля, а активность его снизилась на 11%. Challenger 300/350 и Phenom 300 – это самые популярные бизнес-джеты, активность которых ниже нормы на 15%. Самый популярные тяжелый джет – Challenger 600, трафик которого снизился более чем на четверть.

Читайте также  Air Hamburg получает шестой XLS+

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Возвращение активности бизнес-джетов к середине лета было более слабым, чем ожидалось, из-за ограничений в США. В частности, Восточное побережье все еще переживает спад, а Флорида, до сих пор являвшаяся драйвером восстановления, сейчас дает трещину. В Европе дела идут намного лучше, но с некоторым сходством: быстрое восстановление в Испании теперь компенсируется возобновлением ограничений, Великобритания все еще находится в трясине, и только Центральная Европа демонстрирует высокий отложенный спрос. В августе на рынке США обычно наблюдается затишье, поэтому мы не ожидаем улучшения ситуации в ближайшие несколько недель, но спрос на отдых в Европе должен продолжать стимулировать чартерный рынок. Недостающая часть – корпоративный рынок, и нам, вероятно, придется подождать осени, чтобы увидеть, как адаптируется деловой путешественник».